Группа таможенных брокеров
Консультация
по телефону:

+7 (499) 136-38-82

На рынке таможенных услуг с 1996 года

Мошенические схемы в Китае

Вообще, по общемировому взгляду на Китай - китайцы видят себя нацией высокого рода произошедшей непосредственно от Бога. Окружающий мир и другие нации созданы для их блага и в такой парадигме обмануть иностранца, в том числе и русского, зазорным не считается. Конечно же, нельзя огульно обвинять всех китайских бизнесменов в нечистоплотности и желании обмануть партнёра, но подобные факты обмана существуют. Прочитав возможные варианты обмана и соблюдая элементарные правила ведения бизнеса в КНР Вы сможете избежать возможных попыток Вас обмануть.

Реальных схем отъёма китайцами у наших бизнесменов "нажитого непосильным трудом" что-то около пяти, правда, если коммерсант паталогически жаден, ну или же он просто дурак, то ему предложат «эксклюзивный» вариант обмана. Так как дураки и неумные жадины в бизнесе долго не живут – «эксклюзивные» схемы рассматриваться не будут, да и не поможет это им.

  Первая схема очень проста и, условно, может называться- Прямой обман или " чистое кидалово", кому как нравится. На торговой площадке покупатель находит поставщика, позиционирующего себя как производитель. «Поставщик» имеет сайт, где приведены фотографии производства, копии лицензий и сертификатов. Покупатель вступает в переписку с менеджером, который общается на хорошем английском, адекватен, технически грамотен. Подробно разъясняет особенности продукции и не торопит с размещением заказа. У «поставщика», как правило арендован офис в приличном месте. Если покупатель приезжает в Китай, для него организуется посещение фабрики, производящей необходимый товар, но принадлежащей сторонним владельцам (в Китае подобное мероприятие организовать не составляет труда). Переговоры, как правило, проводятся не на самой фабрике, а в арендованном офисе «поставщика». «Убедившись» в состоятельности контрагента покупатель оплачивает аванс, в большинстве случаев - 30% и ждет поставки товара. Смысл осуществления этой схемы в 30%, перечисленных покупателем «поставщику». Вернуть деньги не удастся.

  Вторая схема предусматривает участие менеджеров реального поставщика продукции и может быть квалифицирована, как "мошенничество". Покупатель определенное время работает с реальным производителем и, в целом, не имеет ни каких проблем, кроме "текучки". Рабочие моменты решаются с одним и тем же менеджером, с которым сложились, практически, доверительные отношения. В один далеко не прекрасный момент, после размещения очередного заказа, приходит письмо информирующее об изменении банковского счета фабрики и о необходимости произведения оплаты по новым реквизитам. Письмо может прийти либо с электронной почты менеджера либо с похожего адреса с измененными 1-2 символами в написании. Как это работает? По заранее отработанному сценарию, менеджер увольняется с фабрики и открывает р/с в банке, клиентская база у него остаётся и он начинает "работу", собирая таким образом деньги себе на "золотой парашют" по увольнению. Понятно, что ему не составит труда в письме указать "контактные телефоны" бухгалтерии фабрики и банка. Понятно, что реальный производитель к этому процессу отношения не имеет. Некую «креативность» в эту схему вносят жулики-хакеры со взломом почтового ящика действующего менеджера и дальнейшим действием от его имени по вышеописанному сценарию, но этот метод рассчитан, скорее на дураков, о каковых упоминалось ранее, так как имеет много слабых мест в осуществлении. Вернуть деньги не удастся.

Третью схему, также можно отнести к мошенничеству. Модель обмана основана на старой как мир схеме - покупателю отправляют товар с более низкой потребительской стоимостью , либо в меньшем количестве, чем он оплатил, либо в контейнер кладут совсем уж откровенную дрянь, типа морского песка, кирпичей или вовсе мусора. Некий шарм, в эту схему, вносит то, что такую схему китайский поставщик может провести после нескольких, вполне честных поставок, что, в прочем, не исключает возможности осуществления схемы при самой первой поставке. Да, не стоит обольщаться грамотному и своевременному документообороту (предоставление упаковочного листа, копии коносамента, экспортной декларации), предшествующему непосредственно обману. В данной ситуации деньги вернуть не удастся, но, если это не случай откровенного обмана (песок, мусор, кирпичи вместо товара), то можно попытаться, в результате долгих переговоров, убедить китайцев сделать скидку при последующих поставках, до поставить незагруженный товар или найти какой-нибудь другой компромисс. Подача искового заявления в суд не эффективна, кроме случаев, когда речь идет о миллионах долларов. Свою порцию ада в эту схему может добавить российская таможня возбудив дело о недостоверном декларирование товаров.

Четвертая схема базируется на бюрократических рогатках лицензирования в Китае. Получить внешнеторговую лицензию в КНР для производителя не просто и выход на международный рынок, в таком случае, у него один - через торгового представителя-посредника, имеющего такую лицензию. Схема обмана заключается в недопоставке товара. Причем производитель подтверждает отгрузку именно такого количества товара за который ему заплатил посредник. Вернуть деньги не удастся потому, что договор на поставку россиянин заключает с компанией-посредником, зарегистрированной на территории КНР, а экспортером и получателем платежей, как правило, является гонконгский офшор, т.е. концов не найдёшь. С судом, то же не вариант.

Пятая схема является объединяющей для предыдущих четырех и заключается в расчете на элементарную жадность. Если Вы решили купить товар как можно дешевле и не потратить ни копейки на проверку, подготовку и контроль сделки, т.е. если товар предлагается со значимым дисконтом будьте уверены - обманут.

Вот, собственно, основные схемы обмана в Китая. На первый взгляд, довольно банальные и не представляющие особой опасности. Тем не менее, несколько советов как не стать жертвой мошенников, лишними не будут:

 - необходима комплексная проверка поставщика и всех лиц, имеющих непосредственное отношение к сделке, роль каждого из них, используя для этого профессиональные методики, а лучшего всего, обратиться за помощью к независимой комиссии. Выезд такой комиссии стоит около 500 долларов, но её выводам можно доверять;

- необходимость заключения полноценного договора и регулярность отслеживания его исполнения со стороны китайского партнера. Свои обязательства, даже по подписанному договору, большинство китайских бизнесменов рассматривают как заявление о намерениях и примерный план своей работы, в который можно вносить достаточно существенные произвольные изменения – в том числе, не ставя в известность об этом партнера;

- поездка в Китай и личные переговоры непосредственно на фабрике с ее руководством максимально обезопасит сделку. Очень важно выяснить кто самый главный начальник. Проведя переговоры с человеком, и, казалось бы, обо всем договорившись, можете столкнуться с тем, что решение принимает другой китаец;

- нужно производить предотгрузочные инспекции до перечисления полной оплаты за товар при первых отгрузках и выборочно при последующих поставках;

- категорически не рекомендуется производить какие-либо оплаты китайским поставщикам в адрес физических лиц (сотрудников компаний), используя системы денежных переводов (WU, MoneyGram и др.);

Самое главное понимание - это то, что в Китае нельзя вести бизнес по американской модели (win-win, взаимной победы, когда выигрывают обе стороны). Китайские предприниматели всегда будут пытаться одержать верх и, в подавляющем количестве прецедентов, живут обсуждаемым контрактом, а не перспективой долгосрочного сотрудничества. Во время проведения переговоров, нужно четко понимать, что Ваш партнер не хочет вам помочь, он помогает только себе и делает это сегодня и всегда. Необходимо помнить - в ведении переговоров лучше воспользоваться своим переводчиком, чем надеяться на китайскую сторону и не думать, что знание английского языка достаточно для ведения бизнеса в Китае.

Китайские компании неохотно вступают в деловые переговоры с незнакомыми людьми. Первый контакт можно установить на торговой выставке или официальной торговой миссии, а также через знакомство при помощи посредника и в дальнейшем, гораздо лучше, а самое главное, коммерчески выгоднее работать с надежным китайским посредником, создающим буфер при работе с местными производителями. В идеале - это компания, ориентированная на работу с Западом, имеющая вменяемый сайт на английском, англоговорящий персонал, несколько лет успешной работы, наилучшие рекомендации за пределами Китая. Наценка такого посредника на товар, в большинстве случаев, составит 10-20%, возможно и выше, но эти издержки позволят сохранить главный капитал и получить ожидаемую прибыль.      

 В Китае установление взаимопонимания - важная часть всего переговорного и бизнес процесса. Лучше познакомиться со своими коллегами до деловых дискуссий. В Китае вначале заводят друзей, затем заключают сделку и начинают работать. Дальнейший ход "переговорного этикета", также весьма непрост, очень редко переговоры переходят сразу в деловое русло. Для успешного сотрудничества, желательно, буквально "подружится" со своим партнером, приезжать в Китай, приглашать к себе в Москву. Нужно ходить с ним на ужин, смотреть город, говорить о жизни, постоянно напоминать о себе телефонными звонками, переписываться по почте. Совершенно не лишним, перед поездкой в Китай с мыслями о бизнесе, проштудировать какую-либо книгу о китайском этикете. По опыту успешных бизнесменов, в Китае все обстоит именно так, как описано в таких книгах.

 В конечном счете, "каждый кузнец собственного счастья" и как вести дела, каждый решает сам для себя, но хотелось бы, в завершении, привести краткую цитату из американского учебника международного бизнеса 80-х годов: «Если по итогам переговоров с китайцем вы убеждены в том, что одержали верх, — тщательно проверьте все и найдите свою ошибку».