Группа таможенных брокеров
Консультация
по телефону:

+7 (499) 136-38-82

На рынке таможенных услуг с 1996 года

VALIO. КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?

5 октября 2015 в 09:00

VALIO. КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?
  Компания "VALIO", а точнее кооператив, обьединяющий более 85% финских молочных ферм (числом не менее 30000) и созданный с одной целью - помощь в продаже и переработке молока, произведенного на этих фермах, известен в России с 1908 года. В это время Финляндия являлась частью Российской империи и ни кого не удивляло, что этот кооператив стал главным поставщиком масла для российского императорского двора.
 
 Вот что действительно удивляет, это то, что все последующие пертрубации произошедшие в России: революции, войны, коллективизации и перестройки не только не повлияли на присутствие кооператива в Росии, но и не смогли остановить или замедлить дальнейшее продвижение кооператива на рынке России.
 Для наглядности, не лишним будет привести данные по 2013 году, когда "VALIO"(сейчас она, всё же, именуется компанией) показала  результат в 33% от всего молочного импорта в РФ( 50% всех экспортных поставок компании приходилось на Россию, 13% от общего производства и 20% общей выручки ).
 
  К сожалению, в современных реалиях санкций и антисанкций между РФ и ЕС, "VALIO" стала заложницей основной своей концепции - кооператив по переработке и реализации молока финских фермерских хозяйств. Финская компания, в отличии от других компаний, пришедших на рынок России, увеличивать собственные производственные мощности на территории РФ в долгосрочных планах не имела (небольшой завод в Подмосковье на общую картину влияния не оказывал - более 90% продукции по прежнему поставлялось из Финляндии) и, как следствие, в 2014 году, после известных событий, ассортимент продукции компании на российском рынке уменьшился в десять раз, до 2000 тонн в месяц, а выручка упала на 120 млн евро, сократив прибыль российского подразделения компании на 35%.
 
  Для справки:
 
  До "начала санкционных войн" в РФ экспортировалось около 10% продукции от всего аграрного сектора Евросоюза. Непосредственно под запрет попало 4%. За 10 месяцев 2014-15 годов из Евросоюза в Россию завезли продовольственных товаров на 5 376 млрд евро против 9 388 млрд евро за аналогичный период 2013 года. Серьезные потери, в обьективной, а не в телевизионной реальности, понесли: Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Например, Финляндия, в лице производителей молока, недополучила 400 млн евро. Именно недополучила, так как у финских фермеров есть кооператив "VALIO", а у кооператива "VALIO" есть главный принцип, что "все молоко фермеров должно быть переработано и продано". "VALIO" перешла на экспорт в РФ масла для промышленности и сухого молока, что, естественно сказалось на рентабельности.  
  Справедливости ради, необходимо отметить, что весь сегмент импортной молочной продукции в РФ уменьшился в 2014 году позволив занять первое место по поставкам белорусской продукции. Например, потребление сыра в РФ уменьшилось более чем на 25%, а всех остальных молочных продуктов не менее чем на 10%.
 
  ПОПЫТКИ СОХРАНИТЬ СВОЁ МЕСТО НА РЫНКЕ 
 
  Как только стало ясно, что санкционные войны всерьёз и надолго, руководство "VALIO" приняло решение о изыскании возможностей для увеличения собственного производства в России. 
  Сохранение своего присутствия на рынке в РФ, в прежних обьёмах, стало для компании стратегией выживания, так как по словам исполнительного директора "VALIO" Анникке Хурме, сменившей на посту Пекки Лааксонена в 2014 году, проблемы, на современном этапе, возникли у компании не только из-за эмбарго, но и из-за внутренних проблем ЕС и национального законодательства.
  Во-первых, в 2014 году в мире наблюдалось перепроизводство молока и цена, в ЕС, упала с 34 евроцентов до 29 евроцентов за литр, что оказало довольно негативную динамику на этот низкорентабельный бизнес. Телезрители государственных каналов в России могли наблюдать за жесткой реакцией фермеров Евросоюза на падение цен на сырое молоко, практически в прямом эфире. Прямые эфиры о фермерских бунтах в Европе подавались, как реакция на результат от введения эмбарго на поставки продовольствия из ЕС в Российскую Федерацию. 
  Во-вторых, имея возможность для поддержания низкой цены на свою продукцию, "VALIO" заняла около 50% молочного рынка в Финляндии, что крайне не понравилось её ближайшему конкуренту датской компании "Arla Foods". После трехлетней тяжбы с финской ФАС по жалобе "Arla Foods", в 2012 году "VALIO" пришлось заплатить довольно внушительный штраф, а самое главное, существенно поднять цены на свою продукцию, что привело к снижению доли рынка меньше 30%, что в свою очередь отразилось на прибыли компании.
 
  Организуя и расширяя собственное производство в России на современном этапе, финны пошли по самому простому, но как представляется, не самому правильному пути, по пути аренды производственных мощностей и ожидания отмены эмбарго.
  Арендуя производственные мощности для увеличения предлагаемой продукции, компания надеется "удержать полки для возврата продукции "VALIO" после снятия эмбарго". Для этого На гатчинском заводе «Галактика» (производитель молочных продуктов для бренда «Большая кружка») "VALIO" увеличила долю производства с 6% до 10% на арендуемых мощностях. Кроме того, "VALIO" арендовала у компании "Ehrmann" мощности на предприятии в Раменском районе и вдвое увеличила выпуск продукции на своем заводе в Ершово. 
 
  В результате предпринятых действий руководством компании, "VALIO" начала производить в РФ сливочное масло, питьевое молоко, йогурты и другую линейку молочных продуктов, которые до последнего времени производились, исключительно, на заводах "VALIO" в Финляндии.
  На сегодняшний день, компании удалось достичь выпуска на территории РФ 25% от обьемов поставок в досанкционные времена и здесь нет ни какой вины менеджмента компании "VALIO". Ситуация обстоит таким образом, что физически нет сырья нужного качества и в этом проблема не только финского производителя(«Магия цифр в молочном бизнесе такова: после введения эмбарго в России перерабатывается на 6 млн тонн в год больше молока, чем производится», — с полной ответственностью заявляет старший эксперт рынка молока Института конъюнктуры аграрного рынка г-н А. Аюбов. "А эти 6 000 000 тонн недостающего "молока" поставляются на предприятия, расположенные на территории РФ, из Беларуси. По самым оптимистичным оценкам, белорусы производят его из прибалтийского и польского сырья, а по менее оптимистичным, вход идет пальмовое масло и другие растительные жиры".). И не смотря ни на что, по данным исполнительного директора "Союзмолоко" г-на А. Белова, загруженность отечественных молокоперерабатывающих предприятий по молоку составляет - 60%, по сыру и маслу - 30-40%, а качественное оснащение этих мощностей оставляет желать лучшего,
 
  Абсолютно понятно, что компания созданная для защиты национального производителя, даже думать не будет об инвестициях в российских фермеров, да и в случае вхождения в российский рынок со своими инвестициями, "VALIO" получила бы очень дорогой актив с очень туманным сроком окупаемости(по разным оценкам сроки окупаемости варьируются от 2 до 8 лет).
                 РЕАЛИИ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО
  Доподлинно неизвестно, какая картина мира представляется руководству компании "VALIO", но, если исходить из открытых данных, например X5 Retail Group, то по данным этого ритейлера доля компании "VALIO" в розничных сетях снизилась в пять раз по сравнению с 2012 годом, а на её место пришли российские и белорусские производители. 
 
  Подобная ситуция наблюдается и у других партнеров компании, усугубляющаяся падением реальных доходов россиян, которые стали экономить на еде, особенно в премиум-сегменте, в котором позиционирует себя компания "VALIO".
 
  Исходя из сложившейся обстановки в экономике России, безответственно было бы предполагать о возможности восстановления доли компании на рынке РФ в её прежних границах.
  По самым оптимистичным расчетам за "VALIO" останется её лидирующая позиция по продажам сыра на рынке России в 9%, на большее компании расчитывать не стоит.