Группа таможенных брокеров
Консультация
по телефону:

+7 (499) 136-38-82

На рынке таможенных услуг с 1996 года

Практика перемещения антиквариата и предметов культуры в странах-членах Европейского Союза

Перемещение культурных ценностей - предметов старины и искусства, антикварного оружия и археологических объектов может представлять различные цели и осуществляется в рамках проектов культурного обмена, в ходе культурного туризма и торговли произведениями искусства и антиквариата, в процессе реставрации и в случаях перемещения на постоянное место жительства в другую страну.

Международное сотрудничество в области культуры происходит в рамках двухсторонних соглашений или многосторонних соглашений между странами. Большинство стран Европейского Союза (далее ЕС) имеют подобные соглашения с Российской Федерацией.

Торговля предметами искусства подразумевает перемещение художественных произведений, в том числе антикварного оружия и оружия, представляющего культурную ценность, через таможенные границы государств. Аукционные дома часто получают лот из одной страны, выставляют его на продажу в другой, а потом организуют доставку проданного объекта в третью, где проживает покупатель. Это же относится и к работе арт-дилеров и продавцов антиквариата, которые предлагают свой товар на специализированных выставках-ярмарках по всему миру. В целом можно сказать, что в XXI веке международная торговля произведениями искусства и антиквариата не признает границ, хотя покупатели и продавцы при этом обязаны считаться с юридическими и практическими особенностями перемещения ценных объектов из одной страны в другую.

Правила контроля за перемещением таких предметов преследуют следующие основные цели:

  •  страны заинтересованы в том, чтобы сохранить на своей территории исторические и культурные ценности, а также ведут мониторинг перемещения этих ценностей за границу, поскольку предметы культуры могут иметь особое значение для национальной истории и наследия страны, ее имиджа и престижа;
  •  предметы искусства, антиквариат и археологические объекты из-за своей высокой материальной стоимости всегда привлекали международную преступность, таким образом, передвижение подобных предметов может представлять интерес для таких правоохранительных структур как полиция и таможенная служба;
  •  в большинстве стран ввоз и вывоз определенных культурных ценностей подлежит обложению таможенным сборам и/или НДС; таким образом, контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей обеспечивает уплату надлежащих налогов.

Большинство стан мира имеют акты национального законодательства, направленные на защиту своего культурного наследия и предотвращение вывоза определенных предметов без особого разрешения. Некоторые из этих законов относятся еще к середине XX века, однако большая часть из них появилась сравнительно недавно. Страны неоднократно пересматривают свои законы о защите культурного наследия и вносят в них поправки, чтобы обеспечить их соответствие меняющимся реалиям.

В 1992 году Совет министров ЕС принял Регламент Совета министров 3911/92 о вывозе культурных ценностей (далее Регламент), с тем, чтобы предоставить органам исполнительной власти инструмент, позволяющий контролировать вывоз культурных ценностей в страны, расположенные за пределами ЕС. Этот Регламент применяется наряду с национальными законодательствами об охране культурного наследия.

Законодательство ЕС ориентировано на предотвращение вывоза важных предметов культурного наследия за пределы территории ЕС путем установления системы контроля и мониторинга за перемещением предметов искусства, отличающихся значительным возрастом и культурной ценностью. Налажена система международного сотрудничества между ведомствами, выдающими лицензии на вывоз.

Национальные законы и Регламент определяют порядок вывоза старинных, ценных или имеющих особое национальное значение культурных объектов, учитывая их возраст, стоимость и другие характеристики этих объектов.

Создана и функционирует система взаимодействия полиции, таможенных органов и других уполномоченных органов в целях мониторинга и пресечения незаконного перемещения культурных ценностей. Законы стран ЕС предусматривают за подобную нелегальную деятельность такие меры наказания, как взимание штрафов и в отдельных случаях лишение свободы. Целый ряд организаций занимается поддержкой международных баз данных похищенных предметов искусства. Эти данные могут быть использованы для определения законности перемещения таких товаров через границу.

Наличие законодательства, ограничивающего вывоз культурных ценностей, и контроль его исполнения не означает запрет на их перемещение в другие страны. Цель контролирующих служб - надзор за вывозом предметов, и в определенных случаях его ограничение, кроме того, контроль за ввозом культурных ценностей, подлежащих специальной регистрации.

В странах ЕС разработаны правила, учитывающие каждый конкретный случай вывоза антиквариата, признанного таковым по закону, с территории этих стран. Правила действуют в случае как постоянного, так и временного вывоза.

При создании национальной системы контроля за перемещением предметов антиквариата делается акцент на собственные особенности и приоритеты. Законы о культурном наследии должны обеспечивать сохранность культурных ценностей и не допускать их утечки из страны. Правила применяются к изделиям, созданными в этой стране или мастерами из этой страны, к предметам, имеющим отношение к важному историческому персонажу или представляющим особый интерес для нации.

Основным инструментом сохранения культурного наследия народов служат международные многосторонние соглашения.

Под эгидой ЮНЕСКО 14 ноября 1970 года в Париже была принята Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности (далее Конвенция ЮНЕСКО). Эта конвенция была ратифицирована многими странами-членами ЕС, а также Россией.

Конвенция ЮНЕСКО устанавливает общее определение культурных ценностей и перечисляет категории культурных ценностей, которые являются частью культурного наследия каждого государства. В целях охраны таких культурных ценностей государства обязуются создавать на своей территории национальные службы, контролирующие перемещение культурных ценностей при ввозе и вывозе за границу.

Основным инструментом контроля за вывозом культурных ценностей, является свидетельство (сертификат, лицензия, разрешение, регтй, аийюпгайоп, ретпззюп), которым государство-экспортер удостоверяет свое разрешение на вывоз отдельных предметов, представляющих культурную ценность.

Конвенция УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права) принята в Риме 24 июня 1995 года, определила порядок возврата похищенных или незаконно перемещенных через границу культурных ценностей. Она применяется к претензиям международного характера по реституции похищенных культурных ценностей.

Регламент Совета министров стран-членов ЕС 3911/92 определил категории культурных ценностей, подпадающих под действие законодательства ЕС о лицензировании на вывоз. Основными критериями считается время изготовления предмета или соотношение времени изготовления и стоимости предмета.

Категории культурных ценностей, означенных в Регламенте:

«А.

1.              Археологические предметы более чем 100-летней давности:

-                 из раскопов и археологических раскопок на земле или под водой;

-                 происходящих из археологически достопримечательных мест;

-                 из археологических коллекций.

2.              Составные части расчлененных памятников искусства или истории, религиозных памятников старше 100 лет.

3.              Изображения и художественные полотна, кроме тех, что включены в категории За или 4, целиком выполненные вручную в любой технике, на любом носителе (1).

3(а). Акварели, гуаши и пастели, полностью ручной работы и на любом носителе

(1).

1.              Мозаики из любого материала, полностью ручной работы, кроме тех, что относятся к категориям 1 или 2, а также рисунки, выполненные вручную в любой технике, на любом носителе (1).

2.              Оригинальные гравюры, офорты, оттиски и литографии и соответствующие им литографические матрицы и оригинальные плакаты (1).

3.              Оригиналы скульптур или статуй, относящиеся к категории 1, и их копии, изготовленные тем же способом, что и оригиналы (1).

4.              Фотографии, фильмы и их негативы (1).

5.              Инкунабулы и манускрипты, включая карты и музыкальные партитуры, по отдельности и в составе коллекций (1).

6.              Книги изготовленные более 100 лет назад, по отдельности и составе коллекций.

7.              Напечатанные более 200 лет назад географические карты.

8.              Архивы или любые их элементы, любого вида и на любом носителе, возрастом старше 50 лет.

9.              (а) Коллекции (2) и образцы из зоологических, ботанических, минералогических или анатомических коллекций.

(б) Коллекции (2), представляющие исторический, палеонтологический, этнографический или нумизматический интерес.

10.           Средства транспорта выпуска более 75 лет.

14. Любые другие антикварные предметы, не относящиеся к категории А. 1 - А.13:

(а) созданные от 50 до 100 лет назад:

-                 игрушки, игры;

-                 изделия из стекла;

-                 ювелирные изделия из золота и серебра;

-                 мебель;

-                 оптические приборы, фотографические или кинематографические аппараты;

  • музыкальные инструменты;
  •  часы настенные и наручные, а также их части;
  •  изделия из дерева;
  •  керамика;
  •  гобелены;
  •  ковры;
  •  обои;
  •  оружие.

(б) созданные более 100 лет назад.

  1.  предметы, созданные более 50 лет и не принадлежащие своим авторам.

(2)             Решение Европейского суда (СоиП о!" 1изйсе) по делу 252/84: «Коллекционными предметами в понимании тарифной рубрики № 97.05

Закона о таможенном тарифе являются предметы, обладающие характеристиками, необходимыми для включения предмета в коллекцию, например, относительно редкие предметы, предметы, не использующиеся по своему оригинальному назначению, предметы, являющиеся объектом специфических сделок вне рамок обычной торговли аналогичными предметами и которые обладают высокой ценностью».

Культурные ценности категории А.1 — А. 14 охватываются Регламентом только в том случае, если их стоимость соответствует стоимостным лимитам, установленным в разделе В или превышает их.

В.

Стоимостные группы, установленные для определенных категорий культурных ценностей из раздела А (в евро).

Стоимость:

Независимо от стоимости

  •  1 (археологические объекты);
  •  2 (расчлененные памятники);
  •  8 (инкунабулы или манускрипты);
  •  11 (архивы).

15 ООО евро:

  •  4 (мозаики и рисунки);
  •  5 (гравюры);
  •  7 (фотографии);
  •  10 (напечатанные карты).

30 000 евро:

  •  ЗА (акварели, гуаши и пастели).

50 000 евро:

  •  6 (скульптуры);
  •  9 (книги);
  •  12 (коллекции);
  •  13 (средства транспорта);
  •  14 (прочие предметы)

-                  

  • 150 ООО евро:
  • - 3 (картины).
  • Оценка соблюдения условий, касающихся финансовой стоимости, должна быть произведена после подачи заявки на получение лицензии на вывоз. Под финансовой стоимостью понимается стоимость объекта в данной стране ЕС, согласно статьи 2 (2) Регламента.
  • Если в данной стране используется не евро, а другая валюта, стоимость, выраженная в евро, должна быть переведена в национальную валюту по курсу на 31 декабря 2001 года, который опубликован в Ойтс1а1 .1оигпа1 оР Еигореап СоштипШез. Эта конвертированная стоимость, выраженная в национальной валюте, должна пересматриваться каждые 2 года, начиная с 31 декабря 2001 года. Расчет данной стоимости основан на средней стоимости национальных валют по отношению к евро за период в 24 месяца, который заканчивается в последний день августа, предшествующего очередному пересмотру курса на 31 декабря. По предложению Комиссии этот метод будет пересмотрен Рекомендательным советом Комитета по культурным ценностям через 2 года после первого применения. Для каждого пересмотра суммы, выраженные в евро, и их аналоги в национальной валюте, будут регулярно публиковаться в ОШс1а1 1оигпа1 оР Еигореап в первые дни ноября, предшествующего дате пересмотра».
  • Лицензии ЕС выдаются компетентными органами государства - члена ЕС, на территории которого данный объект находился окончательно и на законных основаниях 1 января 1993 года, или после этой даты. Кроме того они могут выдаваться уполномоченными органами государств - членов ЕС, на территории которого данный объект находится в результате легального перемещения из другого государства ЕС, или ввоза из третьей страны, или реимпорта из третьей страны после легального перемещения объекта из любого государства ЕС на территорию данной страны.
  • В ряде государств - членов ЕС, перед тем как выдать лицензию на вывоз культурной ценности (если они обладают необходимыми полномочиями на это), систематически обращаются за подтверждением в соответствующие организации того государства - члена ЕС, где данный предмет был изготовлен. Однако, как показывает практика систематически делать такие проверки принято далеко не во всех странах.
  • Список органов, уполномоченных выдавать лицензии ЕС на вывоз (для каждой страны ЕС), размещен на сайте:

-                 http://eur-lexx.eu/LexUriserv/site/en/oj/2006c_187/c_18720060819en0020009.pdf  Лицензия на вывоз предъявляется таможенному органу в момент перемещения товара через границу таможенной территории ЕС. В некоторых странах не все пункты пропуска уполномочены решать вопросы, связанные с вывозом культурных ценностей. Список уполномоченных отделений размещен на сайте:

-                 http://eur-lex.eu/LexUriServ/site/en/oj/2006c_187/c18720060810en00020009.pdf Наличие лицензий на вывоз культурных ценностей из стран - участниц ЕС (или их копий) и таможенных деклараций с заявленными в них культурными ценностями помогут определить должностному лицу таможенного органа Таможенного союза:

  • относится ли перемещаемый товар к культурным ценностям, подпадающих под действие Регламента Совета министров 3911/92;
  •  находится ли перемещаемый товар в собственности или законном владении лица перемещающего этот товар;
  •  его стоимость, время и место изготовления, другие

Порядок направления запросов в таможенные органы Евросоюза регламентирован Инструкцией о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, утвержденной приказом ФТС России от 27.07.2006 № 703 и Инструкцией о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок, утвержденным приказом ФТС России от 09.12.2011 № 2490 (Приложения 1.3 и 1.4). Основанием для таких запросов может служить наличие данных о предметах, представляющих особое значение для национальной истории, и возможные нарушения законодательства Российской Федерации и страной, с которой существуют международные соглашения по защите культурного наследия.